В этом разделе мы постарались ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы, касающиеся работы в системе ЕГАИС. Если Вы не нашли полного ответа на Ваш вопрос, Вы можете задать его:

  • по электронной почте info@r54.center-inform.ru
  • по телефону технической поддержки (383) 383-30-00, доб. 4283

С 1 января 2016 года, в соответствии с изменениями, внесёнными в 171-ФЗ от 22.11.1995,  к ЕГАИС должны были подключиться все участники оптово-розничного звена алкогольного рынка, осуществляющие реализацию алкогольной продукции, включая пиво и пивные напитки.

Производители алкоголя маркируют алкогольную продукцию специальными марками с двумерным штрих-кодом в формате PDF-417. Штрих-код содержит информацию о наименовании алкогольной продукции, производителе, дате розлива напитка и другие данные.

Все участники алкогольного рынка при отгрузке каждой партии алкогольной продукции и пива фиксируют факт ее отгрузки, направляя товарно-транспортную накладную в систему ЕГАИС, а получатели подтверждает приход этой партии, так же фиксируя ее закупку в системе.

Все розничные магазины в автоматическом режиме передают данные о продаже каждой единицы маркированной алкогольной продукции в ЕГАИС.

Покупатель получает  чек с QR-кодом.

  1. Приобрести через сайт АО «ЦентрИнформ» egais.center-inform.ru сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП) для ЕГАИС и аппаратный крипто-ключ Рутокен ЭЦП 2.0

    Квалифицированная электронная подпись используется для подписания файлов, передаваемых в ЕГАИС (накладных, актов, и т.п.).

    Сертификат изготавливается и выдается на уполномоченное лицо организации. Срок действия сертификата – 1 год с даты выдачи.

    Записывается такой сертификат на защищённый носитель Рутокен ЭЦП 2.0 в хранилище для ключа подписи ГОСТ.

  2. Получить (бесплатно) на сайте egais.ru сертификат для установки защищенного соединения системой ЕГАИС (RSA-ключ)

    Чтобы получить RSA-ключ, организации необходимо:

    • Войти в Ваш личный кабинет на портале ЕГАИС egais.ru по сертификату КЭП (записанному ранее на Рутокен ЭЦП 2.0).

    • Выбрать в боковом меню раздел «Получить ключ». На открывшейся странице будут перечислены все места осуществления деятельности Вашей организации.

    • Выбрать из списка тот адрес, по которому будет установлен данный ключ. Ключ будет сформирован в течение 3 минут.

    • Записать сгенерированный RSA-ключ на носитель Рутокен ЭЦП 2.0.

  3. Получить на сайте egais.ru дистрибутив ПО ЕГАИС «Универсальный транспортный модуль» (УТМ)

    Для этого Вам требуется:

    • Открыть в Вашем личном кабинете раздел «Транспортный модуль».

    • Ввести действующий e-mail. На указанный e-mail будет отправлена ссылка на скачивание дистрибутива.

    • Обратиться к поставщику используемой Вами учетной системы, для настройки взаимодействие её с УТМ.

    • В случае если у Вас нет учетной системы, наши менеджеры помогут подобрать Вам необходимое решение.

Магазины, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции с 1 января 2016 года должны привести кассовое программное обеспечение в соответствие с новыми требованиями работы в ЕГАИС.

Ознакомиться с актуальной версией «Требований» можно в Вашем личном кабинете на сайте egais.ru в разделе «Документация на УТМ».

Эта мера необходима для дальнейшей корректной работы в системе ЕГАИС и взаимодействия кассового ПО с Универсальным транспортным модулем.

В АО «ЦентрИнформ» вы можете заказать готовые программные решения для розницы.

1. Приобрести через сайт АО «ЦентрИнформ» egais.center-inform.ru сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП) для ЕГАИС и аппаратный крипто-ключ Рутокен ЭЦП 2.0

Квалифицированная электронная подпись используется для подписания файлов, передаваемых в ЕГАИС (накладных, актов, и т.п.).

Сертификат изготавливается и выдается на уполномоченное лицо организации. Срок действия сертификата – 1 год с даты выдачи.

Записывается такой сертификат на защищённый носитель Рутокен ЭЦП 2.0 в хранилище для ключа подписи ГОСТ.

2. Получить (бесплатно) на сайте egais.ru сертификат для установки защищенного соединения системой ЕГАИС (RSA-ключ)

Чтобы получить RSA-ключ, организации необходимо:

  • Войти в Ваш личный кабинет на портале ЕГАИС egais.ru по сертификату КЭП (записанному ранее на Рутокен ЭЦП 2.0).
  • Выбрать в боковом меню раздел «Получить ключ». На открывшейся странице будут перечислены все места осуществления деятельности Вашей организации.
  • Выбрать из списка тот адрес, по которому будет установлен данный ключ. Ключ будет сформирован в течение 3 минут.
  • Записать сгенерированный RSA-ключ на носитель Рутокен ЭЦП 2.0.

3. Получить на сайте egais.ru дистрибутив ПО ЕГАИС «Универсальный транспортный модуль» (УТМ)

Для этого Вам требуется:

  • Открыть в Вашем личном кабинете раздел «Транспортный модуль».
  • Ввести действующий e-mail. На указанный e-mail будет отправлена ссылка на скачивание дистрибутива.
  • Обратиться к поставщику используемой Вами учетной системы, для настройки взаимодействие её с УТМ.
  • В случае если у Вас нет учетной системы, наши менеджеры помогут подобрать Вам необходимое решение.

4. Также необходимо определиться в каком программном обеспечении оператор будет формировать документы для отправки через УТМ.

Это может быть:

  • разработка нашей организации Мастер УТМ
  • Другое ПО адаптированное для работы с УТМ

5. Устанавливается все это на любой компьютер.

6. Обучение оператора не обязательно.

На основании Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (КоАП РФ) , в случае не подключения к Системе, к участникам рынка будут применены следующие штрафные санкции:

Статья 14.19. Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте - влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 рублей

  • на юридических лиц в размере от 150 000 до 200 000 рублей

Кроме административных штрафов, участники рынка, не подключенные к ЕГАИС, не смогут подтверждать в системе приход продукции от своих поставщиков, при этом отгруженная продукция будет числится на складе поставщиков и не будет списываться с их остатков в системе ЕГАИС.

В итоге поставщики перестанут отгружать продукцию покупателям, не подключенным к ЕГАИС.

  • Производители вина и игристого вина (шампанского) из собственного винограда.
  • Организации, которые закупают АП для использования в качестве сырья, например фармацевтические компании или кондитерские
  • Таможенные склады временного хранения (СВХ).
  • Магазины беспошлинной торговли (Duty free).

Технические требования для подключения к ЕГАИС, в части подтверждения оборота и закупки:

  1. Персональный компьютер с выходом в Интернет –  скорость от 256 кбит/с и выше с установленным программным обеспечением ЕГАИС – Универсальным транспортным модулем (УТМ) с открытым исходящим портом  ТСР 443
  2. Специальный носитель (Рутокен ЭЦП 2.0) c сертификатом квалифицированной  электронной подписи КЭП для ЕГАИС и сертификатом RSA-ключа для установки защищенного соединения для обмена данными с ЕГАИС.

    Тип оборудования / комплектующие

    Наименование / характеристики

    Рабочая станция  обмена данными с ЕГАИС

    Аппаратное обеспечение

    Процессор

    Процессор с частотой от 1,9 ГГц и выше

    ОЗУ

    От 2 Гб или более

    Сетевой контроллер

    Ethernet контроллер, 100/1000 Mbps,

    разъем RJ45

    Дисковый накопитель

    Общий объем не менее 50 GB

    Программное обеспечение

    Операционная система

    Windows 7 Starter и выше

    Общесистемное ПО

    Java 8 и выше

Технические требования для подключения к ЕГАИС, в части подтверждения розничной продажи маркированной АП:

Персональный компьютер, специальный носитель с сертификатом КЭП для ЕГАИС и  сертификатом RSA-ключа.

Кассовое оборудование:

  1. Кассовый аппарат с программным обеспечением, совместимым с системой ЕГАИС.

  2. Сканер двумерных штрих-кодов PDF-417.

Кассовая программа должна обеспечивать информационное взаимодействие с УТМ модулем и сканером при считывании двумерного штрихового кода, нанесенного на ФСМ/АМ.

Рабочая станция обмена данными с ЕГАИС (ПК с установленным УТМ модулем) должна находиться в одной сети с кассовыми аппаратами магазина для обеспечения обмена информацией о реализуемой алкогольной продукции со всех касс.

 

  1. Покупатель приносит на кассу выбранные товары, среди которых есть маркированная алкогольная продукция.
  2. Кассир считывает линейный штриховой код (EAN-13) каждого товара.
  3. Если считанный код относится к алкогольной продукции, то кассовое ПО потребует у кассира отсканировать двумерный штриховой код (PDF-417) c ФСМ/АМ, наклеенной на единицу алкогольной продукции. С помощью 2D-сканера кассир считывает это код.
  4. При успешном считывании этого кода товар (алкогольная продукция) добавляется в чек, иначе продажа данного товара отменяется.
  5. Когда весь товар внесен в чек, кассир нажимает кнопку “Итог”.
  6. Кассовое ПО генерирует xml-файл, содержащий информацию о продаваемой алкогольной продукции, и отправляет его в ПО ЕГАИС (УТМ).
  7. УТМ модуль фиксирует данные, формирует квитанцию и возвращает ее в кассу.
  8. Происходит закрытие чека с печатью дополнительного слипа с QR-кодом.
  9. Покупатель, считав QR-код, может проверить факт фиксации продажи приобретенной АП в системе ЕГАИС.
  10. В случае отказа в подписании чека, выполняется удаление АП из чека с тем, чтобы можно было продать неалкогольный товар.

Если в магазине временно не работает Интернет - торговля алкогольной продукцией может быть продолжена в течении 3-х дней.

Кассовое ПО сохранит данные о каждой продаже. После возобновления Интернет соединения все данные автоматически будут переданы в РАР. При этом чеки покупателям будут закрываться.

Если через 3 дня работоспособность сети Интернет не будет восстановлена – продажа алкоголя остановится автоматически.

Сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП) можно заказать в аккредитованном удостоверяющем центре на сайте АО «ЦентрИнформ»

Квалифицированная электронная подпись используется для подписания файлов, передаваемых в систему ЕГАИС (накладных, актов, и т.п.).

Покупатель, считав QR-код, распечатанный на алкогольном чеке, с помощью своего смартфона, либо перейдя с любого компютера по указанной там же ссылке, попадает на специальный ресурс РАР, гда может пороверить факт фиксации проданной ему АП в ЕГАИС. А также проверить достоверность информации в чеке и в ЕГАИС.

С 1 января 2016 года вступил в силу приказ ФСРАР №164 от 19.06.2015 года «О форме журнала учета розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядке его заполнения». Журнал ведется по месту осуществления деятельности на бумажном носителе, либо в электронном виде с использованием программных средств ЕГАИС.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ марка является документом государственной отчетности, удостоверяющая законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции.

Технология изготовления и нанесения федеральных специальных марок и акцизных марок должна исключать возможность их подделки и повторного использования, обеспечивать возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств ЕГАИС в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте.

Следовательно, наличие марки, которая не обеспечивает возможность считывания сведений о маркируемой ей алкогольной продукции с использованием технических средств ЕГАИС, или наличие поддельной марки свидетельствует о нелегальности производства или ввоза в Российскую Федерацию алкогольной продукции.

Статьей 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за выпуск или продажу товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, необходимой для осуществления налогового контроля, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации.

В соответствии с п. 6 ст. 12 Федерального закона за правильность нанесения и за подлинность марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пункт 1 статьи 25 Федерального закона предусматривает изъятие алкогольной продукции из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов в случае, если она реализуется без маркировки (с не читаемым штриховым кодом) в соответствии со статьей 12 Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.

В соответствии с Постановлением Правительства от 19 января 1998 г. N 55, Глава II статья 33:

Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи алкогольной продукции в торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173699/?frame=1